Автоматизация закупок

Закупочная деятельность – совокупность бизнес-процессов, без которых сегодня не может существовать ни одна организация, начиная с ООО со штатом в 3-5 человек и заканчивая федеральными, региональными и муниципальными органами власти, а также такими гигантами, как госкорпорации и холдинги с бюджетами в многие сотни миллиардов рублей и численностью работающих в сотни тысяч человек.Аналитический центр TAdviser совместно с компанией НОРБИТ (входит в ГК ЛАНИТ) провел исследование российского рынка решений для автоматизации закупок

Как и любая деловая активность, связанная с финансами, закупочная деятельность практически каждой организации является предметом нормативного регулирования и контроля. Но в этой всеобъемлющей сфере есть две большие области, удостоившиеся (каждая своего) специального регуляторного подхода – это закупки государственных и муниципальных заказчиков (часто объединяемых не очень корректным по сути, но однозначно увязываемым с соответствующим кодексом регулирования кратким термином «госзаказчики») и закупки госкомпаний/госкорпораций и других организаций с государственным участием в капитале (также часто не очень корректно называемых «корпоративными заказчиками» — с подразумевающимся дополнением «государственно-корпоративные»).

Первая из названных областей в настоящее время регулируется Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вторая – Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

По разным оценкам, объемы затрат на закупки товаров и услуг составляют от 25 до 65% (и даже более) в выручке коммерческих компаний или бюджете организаций с государственным участием. Традиционно основными драйверами для оптимизации и автоматизации закупочных процессов считаются экономия средств на закупках, сокращение времени на осуществление закупок, повышение прозрачности закупок, снижение организационных издержек.

Предмет исследования

Предметом исследования TAdviser был выбран рынок решений по автоматизации закупочной деятельности (АЗД) государственных и муниципальных заказчиков, госкорпораций, госкомпаний и компаний с государственным участием. Эксперты TAdviser поставили перед собой следующие цели:

  • Выявить предпочтения заказчиков при выборе решений по АЗД и определить факторы, влияющие на этот выбор;
  • Определить основных участников рынка на стороне разработчиков и поставщиков решений по АЗД и оценить (по возможности) занимаемые ими доли рынка;
  • Оценить затраты крупнейших заказчиков при реализации проектов по развертыванию систем АЗД и их дальнейшей эксплуатации;
  • Оценить рынок систем/решений АЗД (САЗД) в денежном выражении по состоянию на конец 2018 года и сформировать прогноз движения рынка в следующие 3-5 лет;
  • Выявить основные проблемы заказчиков в процессах внедрения САЗД и последующей эксплуатации;
  • Выявить основные потребности заказчиков в развитии и сопровождении САЗД
  • Оценить текущую ситуацию и перспективы рынка САЗД с учетом последних технических, экономических и политических трендов (цифровая трансформация, импортозамещение, новые технологии и т.п.;).

Опрос целевых респондентов

Опрос целевых респондентов – традиционная часть практически всех исследований TAdviser. В этот раз в качестве фокус-группы для опроса были выбраны представители закупочных подразделений организаций.

Основными целями опроса были:

  1. Определение текущего статуса автоматизации закупочной деятельности в организациях. До начала опроса этот статус предварительно определялся на основании открытых публикаций самих организаций-заказчиков и сайтов компаний-разработчиков САЗД); в ходе опроса предварительная оценка подтверждалась или корректировалась.
  2. Выявление основных проблем («боли» заказчиков) и пожеланий в части автоматизации закупок.
  3. Определение обобщенного уровня зрелости закупочной деятельности среди крупнейших компаний-заказчиков (этот аспект анализа представлен в полной версии обзора, которая доступна по запросу. В качестве модели зрелости использовался вариант, предложенный компанией КПМГ – его описание также включено в полную версию обзора).


Список организаций, включенных в опрос, формировался из следующих субъектов закупочной деятельности:

Федеральные и региональные органы государственной власти – предварительно в список были внесены все организации (порядка 90 на федеральном уровне и столько же – на уровне субъектов РФ); в дальнейшем этот список был существенно сокращен (в федеральной части – в силу выявленных многочисленных фактов отсутствия в организациях САЗД как таковых, в части субъектов РФ – в связи с достаточным объемом информации, собранной из открытых источников);

  • Госкорпорации и компании с госучастием – крупнейшие закупщики (в этой категории отбор осуществлялся на основании рейтинга крупнейших компаний России по капитализации на конец 2018 года, опубликованного РИА `Россия сегодня`);
  • Субъекты РФ, отмеченные в рейтинге Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам»;
  • Подведомственные организации и учреждения федеральных органов государственной власти.

В общей сложности, опросные анкеты были направлены более, чем в 100 организаций.

Ответы разной степени полноты были получены более, чем от 70 организаций. В это число включены как организации, ответившие полностью или частично на вопросы анкеты, так и те, кто давал свободные комментарии в переписке или по телефону.

Достаточно большое количество «отказников», не пожелавших отвечать на опрос ни в каком виде, по-видимому, обусловлено самим предметом исследования. Во многих организациях вопросы закупок трактуются как высоко конфиденциальные (это объяснимо, учитывая высокий коррупционный риск данной сферы), и отказы отвечать относились даже к самым безобидным вопросам анкеты – начиная просто с факта наличия или отсутствия какой-либо САЗД. Тем не менее, подобные организации не остались в стороне от исследования – информация по ним собиралась из открытых источников (благо, сами государственные и государственно-корпоративные закупки достаточно хорошо документируются в ЕИС).

Информация, полученная в ходе опроса, была объединена с информацией, собранной из открытых источников, и дополнительных материалов, предоставленных компаниями. Результаты обработки этой информации и ключевые цитаты спикеров от организаций представлены на всем протяжении обзора в соответствующих разделах.

Общее число организаций, чья закупочная деятельность была изучена экспертами, превысило 220 (в это число включены как участники опроса, так и организации, информация о которых собиралась из открытых источников). Распределение организаций по типам и по принадлежности к видам регулируемых закупок