Платежный календарь предприятия: как разработать и применять
Планирование денежных потоков в разбивке по дням – задача платежного календаря. Этот «младший брат» бюджета движения денежных средств поможет заранее увидеть кассовый разрыв. Значит, предпринять меры к его устранению. Читайте в статье об этапах формирования и скачивайте образец документа.
Платежный календарь – это
Краткосрочный план, в котором организация отражает ожидаемые ежедневные поступления, платежи и остатки денег.
От бюджета движения денежных средств (БДДС) он отличается следующим:
- периодом планирования. Нет единого мнения о том, каким он должен быть. Кто-то из специалистов формирует документ на неделю, кто-то на 20 дней или на полтора месяца вперед. Но верно правило: это всегда ближайший период к текущей дате. Нет смысла разрабатывать документ на квартал и тем более на год;
- непрерывным характером формирования. Напрямую связано с предыдущей характеристикой. На каждую неделю нужен свой актуальный календарь платежей. Поэтому подход «составить раз в год и забыть» – не про него;
- постоянно вносимыми корректировками. Считается: чем меньше корректировок вносится в бюджеты организации, тем качественнее налажен процесс бюджетирования и нет притягивания «за уши»
плана к факту. В отношении платежного календаря – все иначе, и без постоянных корректировок не обойтись. Бюджеты формируются в тысячах
или даже миллионах рублей. Погрешность всего в 1% при таких объемах выливается в значимые суммы. В календаре таких вольностей быть
не может. Поэтому постоянная его актуализация и приведение плановых остатков денег к фактическим – обычная практика; - большей детализацией. В бюджете строки показываются укрупненно. Например, «Налоги» или «Приобретение материалов». Для календаря такого недостаточно. Приводится дополнительная аналитика в разрезе контрагентов, видов оплачиваемых услуг, наименований расчетных счетов и т.п. Кроме того, оправдана внутренняя увязка календаря с БДДС.
Как разработать и применять платежный календарь
Перед тем, как разработать платежный календарь, ответьте на три вопроса:
- какой будет его форма?
- на основании чего и как он будет заполняться?
- когда будут вноситься корректировки?
Ответы на них – это, по сути, три этапа к его формированию и применению. Давайте подробнее разберемся с каждым.
Этап 1. Разрабатываем форму платежного календаря
Универсального рецепта для формы нет. Каждый специалист создает документ «под себя», руководствуясь своими предпочтениями. Но есть несколько советов от практиков, которые помогут определиться с вариантом, подходящим именно вам.
Совет 1.1. Для строк берите за основу БДДС. Детализируйте, но не выделяйте лишнее
Платежный календарь – это своеобразная расшифровка бюджета на ближайший период. Логично, что названия строк в документах должны совпадать.
Крупные статьи БДДС детализируйте подстатьями, но в разумной мере. Иначе календарь станет громоздким и неудобным в заполнении и анализе. Воспользуйтесь
принципом существенности: когда суммарный оборот по статье не более 5% за отчетный период, то для нее не нужна отдельная строка.
Включайте ее значения в прочие платежи или поступления. Подход не касается стратегически важных или особых для компании операций, например, трат
на благотворительность.
Избегайте и другой крайности: раздувание статей «Прочее». Они не должны оказаться больше 10% от общих поступлений и выплат.
Совет 1.2. В колонках указывайте все предстоящие дни
Даже выходные и те, в которые не ожидается движение денег в организации. Так проще не запутаться.
Если формируете календарь в Excel или Google Таблицах, то колонки для нерабочих дней выделяйте другим цветом.
Совет 1.3. Обеспечьте связь с БДДС по суммам лимитов
Добавьте колонку, в которую будут переноситься бюджетные остатки по конкретной статье. Этим реализуете оперативный контроль за тем, допустимы ли траты и сколь велико на данный момент отклонение от ожидаемых за год поступлений.
Совет 1.4. Если расчетных счетов несколько, то продумайте механизм включения их в календарь.
В Excel это можно реализовать так:
- после колонки каждого дня добавляйте еще одну с раскрывающимся списком названий расчетных счетов;
- для корректного расчета остатков в разрезе счетов используйте функцию СУММЕСЛИ.