Колесотокарные станки
Cреди широкой номенклатуры таких специализированных станков, как станки для обработки надрессорной балки, бандажировочных станков, станков для проточки и накатки подступичной части колесной оси, токарно-накатных, колесофрезерных и многих других, особое место занимают колесотокарные станки, предназначенные для обработки профиля новых и изношенных колес вагонов, электровозов, тепловозов, вагонов метрополитена, моторвагонных секций железнодорожного транспорта. А поскольку изготовление новых колесных пар — это все-таки задача специализированных предприятий, основное внимание уделим колесотокарным станкам, предназначенным для ремонта и технического обслуживания железнодорожных колес. Подробнее про ремонт колесотокарных станков читайте тут.
Для восстановления профиля колес подвижного состава используются колесотокарные станки двух типов: напольные — с выкаткой из-под подвижного состава — и подпольные — без выкатки. С точки зрения повышения эффективности вагоноремонтных предприятий и железнодорожных депо предпочтение следует отдать подпольным станкам. Их основным преимуществом является возможность быстрой обточки колесных пар без выкатки их из-под вагонов. Это особенно важно в случае поездов постоянной составности, поскольку выкатка, обработка на напольных станках и обратная подкатка отдельных колесных пар таких поездов требуют значительного времени, специализированного оборудования и поэтому менее эффективны. Колесотокарные станки используются как для обточки поверхности катания колес в ходе плановых ремонтов (для поддержания нормируемого профиля колеса в течение всего срока службы), так и для устранения ползунов и других дефектов. Типичная продолжительность обработки одной колесной пары составляет около 20 минут.
Следует отметить, что в настоящее время появились колесотокарные станки нового поколения с числовым программным управлением, позволяющим выбирать нужный профиль колеса простым нажатием соответствующей кнопки. Это существенно повышает производительность и снижает затраты машинного времени. На токарных станках с ЧПУ можно также в автоматическом режиме измерять геометрические параметры изношенных колес и рассчитывать оптимальную толщину снимаемого слоя металла для получения нормативного профиля колеса. При этом не только значительно сокращается продолжительность всего цикла обработки, но и обеспечивается высокая точность обточки при минимальной потере металла, что значительно увеличивает срок службы колес.
В ряде организаций начали использовать колесотокарные станки по сдвоенной схеме, при которой обе колесные пары одной тележки обрабатываются одновременно. Это позволяет еще более увеличить производительность станков и уменьшить простои подвижного состава в ремонте. Сдвоенные токарные станки обычно размещаются в ремонтно-смотровых канавах последовательно. В депо, где обслуживается подвижной состав одной серии, т. е. с тележками одной и той же колесной базы, станки можно устанавливать неподвижно, в противном случае один из станков может быть смонтирован на подвижной станине с возможностью регулирования расстояния между центрами станков в соответствии с колесной базой тележек подвижного состава той или иной серии. При этом неизбежно увеличиваются затраты времени на подготовительные операции, но зато обеспечивается необходимая производственная гибкость.